19 мая 2012 г.

ПОЛИТУЧЁБА: ВНИМАНИЕ, МАНИПУЛЯЦИЯ!


Коммунисты РКРП продолжают повышать свой политико-теоретический уровень в системе партийного просвещения.
Тема очередного занятия: «Информационные технологии на службе коммунистов в борьбе за массы».
Были рассмотрены следующие вопросы:
1. Что такое манипуляция?
2. Манипулятивный потенциал СМИ.
3. Информационные технологии и политическая пропаганда.

Коммунисты сошлись во мнении, что при работе с массами важно как можно более широко использовать те возможности, которые предоставляют современные информационные технологии.
Необходимо:
● размещать на партийном сайте электронную версию газеты «За Советскую Родину» и другие теоретико-познавательные и агитационно-пропагандистские материалы;
● регулярно вести партийный интернет-форум;
● сформировать интернет-группу из опытных программистов для обучения партийного актива основам работы с компьютером и Интернетом.
Нужно учитывать и то, что современные буржуазные СМИ активно используют в борьбе с коммунистами манипулятивные технологии.
Манипуляция (или зомбирование) – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у людей намерений, противоречащих их потребностям и интересам. Манипулятор (субъект манипуляции) воздействует на людей (объект манипуляции) тайно, без чёткого формулирования своих пожеланий (вплоть до того, что объект вообще может не знать о существовании манипулятора). Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что всё происходящее – естественно и неизбежно. Когда попытка манипуляции вскрывается, манипулятивная акция обычно свёртывается.
Цель манипуляции – заставить людей совершить некие действия, которые самим людям не выгодны, но выгодны манипуляторам. При помощи манипулятивных технологий в своё время «долбали» советский строй. При помощи манипулятивных технологий нынешний буржуазный режим поддерживает и усиливает своё господство. У коммунистов нет целей, которые противоречили бы интересам трудового народа. Поэтому при работе с массами коммунисты не должны прибегать к манипулятивным технологиям. Задача коммунистов – доходчиво, в доступной форме донести до людей ПРАВДУ. Вместе с тем, для обезвреживания противника необходимо уметь распознавать и разоблачать его манипулятивные приёмы. Этому коммунисты должны и сами научиться, и народ обучить.
Предлагаемая памятка содержит перечень основных признаков манипуляции:
1) Язык. Как только политик или диктор начинает говорить на птичьем языке, с использованием непонятных терминов («секвестр», «брифинг», «лизинг», «ваучер» и т.п.) – значит, идёт манипуляция. В нашей жизни нет проблем, которые нельзя было бы изложить на доступном русском языке. Непонятные слова либо имеют целью подавить слушателя фальшивым авторитетом «эксперта», либо выполняют роль шаманского заклинания и призваны оказывать гипнотизирующий эффект, либо же – призваны прикрыть наглую ложь.
2) Эмоции. Когда политик или диктор начинает давить на чувства, пахнет подвохом. При помощи эмоций нечистоплотные субъекты (вроде Сванидзе или Млечина) пытаются отключить разум людей и прикрыть свои интересы.
3) Сенсационность и срочность. Новость не стоит выеденного яйца («У Президента собачка ощенилась!»), но сообщается захлёбывающимся голосом. Это создаёт шум и порождает чувство нервозности, подрывающей психологическую защиту, а чаще всего – используется для отвлечения внимания от насущных проблем.
4) Повторение. Если начинают ежедневно мусолить одну и ту же тему (скажем, танцы феминисток в Храме Христа Спасителя) – дело нечисто. Повторение действует на подсознание. Завели ту же пластинку – значит «капают на мозги».
5) Дробление. Представляют вместо целостной проблемы ее фрагмент. Например, требуют «честных выборов», но не задаются вопросом: а возможны ли вообще честные выборы при тотальной коррумпированности существующей системы?
6) Изъятие из контекста. Проблему представляют без внешних факторов. Например, осуждают сталинские репрессии, но умалчивают, чем они были обусловлены.
7) Односторонность источника сообщений. Используется монолог или диалог с «подсадной уткой» (чтобы оппонент выглядел невыигрышно).
8) Безальтернативность решения проблемы. Используются формулировки, типа: «иного не дано!», «альтернативы нет!», «коней на переправе не меняют!». Например, говорят об условиях вступления России в ВТО, но никто не ставит вопрос: а зачем, собственно, России вообще вступать в ВТО?
9) Смешение информации и мнения. В первом сообщении к информацию подпускают мнение («Возможно, теракт был осуществлён чеченскими сепаратистами»), а в последующих – это мнение выдают уже за непреложную истину.
10) Прикрытие авторитетом. Для поддержки какой-либо политической акции или конкретного политика привлекается авторитет человека (актёра, спортсмена, узкого специалиста и т.д.), завоёванный в иной, далекой от политике сфере, в то время как в политике этот человек может быть полным профаном. Например, Олег Табаков призывает голосовать за Путина, Алла Пугачёва – за Прохорова, а боксёры братья Кличко – за Ющенко.
11) Активизация стереотипов. Буржуазные политики и их подпевалы из рядов «интеллигенции» достаточно часто пытаются будить в людях чувство совместной с ними принадлежности к некоей общности, с таким расчётом, чтобы это мешало людям осознавать и защищать свои классовые интересы. Например, трудящимся задерживают зарплату, под надуманным предлогом выпинывают с работы, отказываются предоставлять положенное по закону жильё. Но вместо внятно сформулированных путей решения острых социальных проблем манипуляторы заводят песенку: «мы с вами русские, мы православные и потому – поддерживаем Путина».
12) Противоречивость высказываний. Критика чего-либо содержит в себе взаимоисключающие высказывания. Например, при очернении советского строя начинают бичевать и «привилегии советской партноменклатуры», и «советскую уравниловку».
Следует различать позитивную и негативную пропаганду.
Задача позитивной пропаганды – довести до адресата те или иные убеждения в доходчивой форме. Позитивная пропаганда выполняет в обществе воспитательную и информационную функцию. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная программа предполагает воспитание, объяснение, убеждение, апелляцию к положительным чувствам людей. Негативная пропаганда мотивирует людей на борьбу с тем, что мешает осуществлению позитивного идеала. Для коммунистов таким идеалом является общество, где не будет эксплуатации человека человеком, где власть и собственность будут принадлежать трудящимся, а не паразитам.
Коммунистам следует больше внимания уделять позитивной пропаганде. Прежде всего, необходимо убедить людей в преимуществах советского социалистического строя. В то же время должен действовать принцип единства позитивной и негативной пропаганды. Пропаганда социализма неизбежно предполагает обличение капитализма. Классовая солидарность трудящихся неизбежно предполагает классовое размежевание с паразитами. Любое объединение предполагает разделение. Но призывая к борьбе ПРОТИВ чего-либо, мы должны чётко представлять, ЗА ЧТО мы боремся, и избегать пустых лозунгов, к которым прибегают «оранжисты» (типа: «Россия без Путина» или «Путин, уходи!»). Революция – это не цель, а средство достижения цели. Призыв к протесту против власти без чётко сформулированного позитивного проекта – верный признак манипуляции.

Товарищи! Будьте бдительны! Не поддавайтесь на уловки манипуляторов! Поменьше эмоций – побольше здравого смысла!

И. Быстров