29 апреля 2012 г.

Детские и молодежные организации: советское "вчера" и постоветское "сегодня" (к 90-летию образования пионерии)


«Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры – дети рабочих!» – эти строки из пионерского гимна знает каждый, кто жил в Советском Союзе. В то время это звучало гордо. Пионеры в советское время, можно сказать, были элитой школьного общества. И они – дети рабочих. И это звучало гордо. А какова элита школьного общества сейчас? Дети, чьи родители зарабатывают больше всех учителей школы, вместе взятых? Дети, чьи родители имеют власть и авторитет, могут повлиять на успеваемость своих чад, не беря в расчет отсутствие у них интеллекта и способности мыслить? А ведь это жестокая правда реальности. И именно такая картинка складывается в голове, когда узнаешь, кто и как, за какие «заслуги» попадает в лучшие гимназии и лицеи, становится медалистом, получает доступ к престижным специальностям в престижных ВУЗах…
Стоит отметить, что именно система образования, а в первую очередь – начального и среднего, создает зачатки будущего общества, общества, в котором мы хотим жить. И именно система образования формирует человека, его качества и черты, его жизнь, и в первую очередь – духовную.
Мне хотелось бы затронуть такое явление в системе образования, которое формирует нравственные черты человека, его духовный мир. Это общественные организации при учебных заведениях. Поэтому давайте сравним, как обстояло дело в советский период, и что мы имеем сегодня.
Итак, всем известно, что в Советском Союзе была пионерская организация, в которой состояли все (за небольшим исключением) школьники, и которая была создана в 1922 году. Но официально, как общественная организация при учебных заведениях, в которую стремился попасть каждый, пионерская организация не существует уже около 20 лет и не празднует на государственном уровне каждое 19 мая свой день рождения. Этот вакуум в работе с детьми после распада Советского Союза до сих пор не заполнен.
В СССР работе с молодежью и детьми уделялось первостепенное внимание, финансирование шло большое, пионерские лагеря создавались везде, детские спортивные праздники, субботники, просто сбор металлолома превращались в некую героическую пьесу, вдохновенное соревнование. А победитель премировался всеобщим уважением и ехал на каникулы в столицу или по другим историческим местам.
Ни одной удачной попытки создания работающего детского или молодежного объединения в нашей новой России пока нет. При этом не затихает стон о том, как наши дети через одного становятся «эмо», «панками», «готами» и прочими «неформалами». А может, это и есть их попытки объединиться в некую организацию? Но дело в том, что такие неформальные течения не воспитывают в человеке всесторонне развитую личность, как это было в советское время, не подталкивают молодых людей к достижению общей, светлой цели, не мотивируют их на добровольное совершение добрых дел во благо общества. А вот их бы энергию, да в мирных, как говорится, целях… Однако не до того.
Проблема воспитания подрастающего поколения напрямую связана с одной из самых героических страниц нашей истории – Великой Отечественной войной. О том, как героически сражались наши солдаты за Родину, как тяжело было и в тылу, и на передовой, – об этом каждый знает. Но стоит отметить, что множество подвигов в годы войны было совершено пионерами. Стоит вспомнить такие имена, как Зина Портнова, Валя Котик, Витя Коробков и многие другие… И их воспитала ТА система образования, с ТОЙ идеологией и организацией. А что мы видим сейчас? Даже и речи нет о том, чтобы помнить и чтить память этих людей, многие даже не знают этих имен. Мало того, в России все чаще говорят о движении людей, которые называют себя «нацистами», «скинхедами». Тема такого неформального движения становится все более актуальной, так как молодые люди, а зачастую это школьники, приписывающие себя к этому движению, являются сторонниками идей человека, от навязчивых идей которого погибли миллионы людей. И у многих из них есть близкие, отдавшие свои жизни на фронтах Великой Отечественной за то, чтобы эти человеконенавистнические идеи не восторжествовали. Так не связано ли это с отсутствием должных организаций при школах, которые, в первую очередь воспитывали бы уважение к прошлому, заставляли думать о будущем, и направляли активность школьников в нужное русло, как это делалось с пионерами?! И в первую очередь, не связано ли это с отсутствием качественной, четкой, целенаправленной идеологии у современного правительства нашей страны?!
Замечу, что сюда же можно смело «привязать» и еще одну новую русскую проблему – отсутствие хорошей детской литературы. Если спросить у современных школьников, какую последнюю книгу не из школьной программы они прочитали, то, я думаю, большинство упомянут «Гарри Поттера» или «Властелина колец», или вообще не смогут ничего назвать. И действительно, нет ничего достойного из своей, российской литературы. Наверно, потому что не о чем писать?! А если вспомним Советский Союз – то пожалуйста, тут вам и «Тимур и его команда», и «Королевство кривых зеркал» – и все о пионерах и их добрых, правильных делах. Но вряд ли кто из современных школьников слышал хотя бы такие названия. Я, конечно, не была пионеркой, и в Советском Союзе мне, к сожалению, довелось пожить мало – всего 2 года, и те несознательные, но в детстве я не раз на одном духу перечитывала произведения советских авторов о пионерах, об их поступках и приключениях, и мне всегда хотелось попасть «туда», в книгу, и вместе с ними, с теми ребятами, творить славные дела и жить полноценной, интересной жизнью.
Стоить отметить и кинематограф, так как он тоже полно рисует рассматриваемую картину. Вспомним советские фильмы «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», или «Республика ШКИД», или «Гостья из будущего», или «Приключения Электроника» и многое-многое другое. Это добрые, светлые фильмы, при просмотре которых возникает такая же ситуация, как и с литературой: хочется попасть туда, нырнуть в телеэкран и оказаться в доброй, отзывчивой компании неунывающих школьников-пионеров, мечтать вместе с ними о светлом будущем, и думать, что завтра – будет лучше, чем вчера. Почему-то глядя современные фильмы о школьниках и вообще детях, такого желания отнюдь не возникает, а, пожалуй, наоборот, задумываешься: а что будет завтра с нашими детьми, а, следовательно, и с обществом???
Вспомнить хотя бы последний сериал, который вызвал много шума в СМИ и вообще был достаточно обсуждаемым. Это «Школа» Валерии Гай Германики. Я сомневаюсь, что адекватный, здравомыслящий родитель хотел бы отдать ребенка в такую школу, которая показана в этом фильме. Другое дело, что выбор у большинства детей и их родителей сегодня невелик. Элитарные учебные заведения по карману не многим. А ведь режиссер показал такую школу, которая действительно существует в нынешней России… И именно в ТАКУЮ школу сегодня вынуждено ходить большинство детей... И от этого мурашки по коже… Какое будущее ждет наших детей?!
Что касается досуга, стоит отметить, что у советских детей была масса интересных дел. Причем слово «интересных» в полном его смысле. Ведь тогда же не было компьютеров, мобильных телефонов, игровых приставок, но были кружки и секции, игры во дворе, пионерские и октябрятские дела, отдых в пионерских лагерях. То есть было живое общение, а что как ни это воспитывает в детях понимание, общительность, доброту, отзывчивость, ответственность за другого. Сдается, что занятия школьников того времени гораздо важнее, чем все новшества нынешнего времени. Может быть, поэтому большинство людей, выросших и воспитанных той эпохой, с такой ностальгией вспоминают свое счастливое советское детство, пусть и без телефона, пусть, порой в порванной обуви, пусть, порой, полуголодное, но зато НАСТОЯЩЕЕ.
О плюсах одной системы и минусах другой можно говорить бесконечно, особенно сейчас, когда с российской системой образования творится страшное, а министр образования попросту представляется «вредителем», который или целенаправленно губит то, с чего, по сути, начинается жизнь маленького человека, или просто сам не понимает, что творит.
И в заключение хотелось бы сказать, что очень хорошо, что в истории нашей страны была такая славная страница под названием «пионерия», и очень печально, что в современной России не нашлось аналога такому замечательному и полезному явлению, которое формировало ЧЕЛОВЕКА с полноценным и хорошим духовным миром.

Е. Макарова