«Взвейтесь
кострами, синие ночи, мы пионеры – дети
рабочих!» – эти строки из пионерского
гимна знает каждый, кто жил в Советском
Союзе. В то время это звучало гордо.
Пионеры в советское время, можно сказать,
были элитой школьного общества. И они
– дети рабочих. И это звучало гордо. А
какова элита школьного общества сейчас?
Дети, чьи родители зарабатывают больше
всех учителей школы, вместе взятых?
Дети, чьи родители имеют власть и
авторитет, могут повлиять на успеваемость
своих чад, не беря в расчет отсутствие
у них интеллекта и способности мыслить?
А ведь это жестокая правда реальности.
И именно такая картинка складывается
в голове, когда узнаешь, кто и как, за
какие «заслуги» попадает в лучшие
гимназии и лицеи, становится медалистом,
получает доступ к престижным специальностям
в престижных ВУЗах…
Стоит
отметить, что именно система образования,
а в первую очередь – начального и
среднего, создает зачатки будущего
общества, общества, в котором мы хотим
жить. И именно система образования
формирует человека, его качества и
черты, его жизнь, и в первую очередь –
духовную.
Мне
хотелось бы затронуть такое явление в
системе образования, которое формирует
нравственные черты человека, его духовный
мир. Это общественные организации при
учебных заведениях. Поэтому давайте
сравним, как обстояло дело в советский
период, и что мы имеем сегодня.
Итак,
всем известно, что в Советском Союзе
была пионерская организация, в которой
состояли все (за небольшим исключением)
школьники, и которая была создана в 1922
году. Но официально, как общественная
организация при учебных заведениях, в
которую стремился попасть каждый,
пионерская организация не существует
уже около 20 лет и не празднует на
государственном уровне каждое 19 мая
свой день рождения. Этот вакуум в работе
с детьми после распада Советского Союза
до сих пор не заполнен.
В
СССР работе с молодежью и детьми уделялось
первостепенное внимание, финансирование
шло большое, пионерские лагеря создавались
везде, детские спортивные праздники,
субботники, просто сбор металлолома
превращались в некую героическую пьесу,
вдохновенное соревнование. А победитель
премировался всеобщим уважением и ехал
на каникулы в столицу или по другим
историческим местам.
Ни
одной удачной попытки создания работающего
детского или молодежного объединения
в нашей новой России пока нет. При этом
не затихает стон о том, как наши дети
через одного становятся «эмо», «панками»,
«готами» и прочими «неформалами». А
может, это и есть их попытки объединиться
в некую организацию? Но дело в том, что
такие неформальные течения не воспитывают
в человеке всесторонне развитую личность,
как это было в советское время, не
подталкивают молодых людей к достижению
общей, светлой цели, не мотивируют их
на добровольное совершение добрых дел
во благо общества. А вот их бы энергию,
да в мирных, как говорится, целях… Однако
не до того.
Проблема
воспитания подрастающего поколения
напрямую связана с одной из самых
героических страниц нашей истории –
Великой Отечественной войной. О том,
как героически сражались наши солдаты
за Родину, как тяжело было и в тылу, и
на передовой, – об этом каждый знает.
Но стоит отметить, что множество подвигов
в годы войны было совершено пионерами.
Стоит вспомнить такие имена, как Зина
Портнова, Валя Котик, Витя Коробков и
многие другие… И их воспитала ТА система
образования, с ТОЙ идеологией и
организацией. А что мы видим сейчас?
Даже и речи нет о том, чтобы помнить и
чтить память этих людей, многие даже не
знают этих имен. Мало того, в России все
чаще говорят о движении людей, которые
называют себя «нацистами», «скинхедами».
Тема такого неформального движения
становится все более актуальной, так
как молодые люди, а зачастую это школьники,
приписывающие себя к этому движению,
являются сторонниками идей человека,
от навязчивых идей которого погибли
миллионы людей. И у многих из них есть
близкие, отдавшие свои жизни на фронтах
Великой Отечественной за то, чтобы эти
человеконенавистнические идеи не
восторжествовали. Так не связано ли это
с отсутствием должных организаций при
школах, которые, в первую очередь
воспитывали бы уважение к прошлому,
заставляли думать о будущем, и направляли
активность школьников в нужное русло,
как это делалось с пионерами?! И в первую
очередь, не связано ли это с отсутствием
качественной, четкой, целенаправленной
идеологии у современного правительства
нашей страны?!
Замечу,
что сюда же можно смело «привязать» и
еще одну новую русскую проблему –
отсутствие хорошей детской литературы.
Если спросить у современных школьников,
какую последнюю книгу не из школьной
программы они прочитали, то, я думаю,
большинство упомянут «Гарри Поттера»
или «Властелина колец», или вообще не
смогут ничего назвать. И действительно,
нет ничего достойного из своей, российской
литературы. Наверно, потому что не о чем
писать?! А если вспомним Советский Союз
– то пожалуйста, тут вам и «Тимур и его
команда», и «Королевство кривых зеркал»
– и все о пионерах и их добрых, правильных
делах. Но вряд ли кто из современных
школьников слышал хотя бы такие названия.
Я, конечно, не была пионеркой, и в Советском
Союзе мне, к сожалению, довелось пожить
мало – всего 2 года, и те несознательные,
но в детстве я не раз на одном духу
перечитывала произведения советских
авторов о пионерах, об их поступках и
приключениях, и мне всегда хотелось
попасть «туда», в книгу, и вместе с ними,
с теми ребятами, творить славные дела
и жить полноценной, интересной жизнью.
Стоить
отметить и кинематограф, так как он тоже
полно рисует рассматриваемую картину.
Вспомним советские фильмы «Добро
пожаловать, или посторонним вход
воспрещен», или «Республика ШКИД», или
«Гостья из будущего», или «Приключения
Электроника» и многое-многое другое.
Это добрые, светлые фильмы, при просмотре
которых возникает такая же ситуация,
как и с литературой: хочется попасть
туда, нырнуть в телеэкран и оказаться
в доброй, отзывчивой компании неунывающих
школьников-пионеров, мечтать вместе с
ними о светлом будущем, и думать, что
завтра – будет лучше, чем вчера. Почему-то
глядя современные фильмы о школьниках
и вообще детях, такого желания отнюдь
не возникает, а, пожалуй, наоборот,
задумываешься: а что будет завтра с
нашими детьми, а, следовательно, и с
обществом???
Вспомнить
хотя бы последний сериал, который вызвал
много шума в СМИ и вообще был достаточно
обсуждаемым. Это «Школа» Валерии Гай
Германики. Я сомневаюсь, что адекватный,
здравомыслящий родитель хотел бы отдать
ребенка в такую школу, которая показана
в этом фильме. Другое дело, что выбор у
большинства детей и их родителей сегодня
невелик. Элитарные учебные заведения
по карману не многим. А ведь режиссер
показал такую школу, которая действительно
существует в нынешней России… И именно
в ТАКУЮ школу сегодня вынуждено ходить
большинство детей... И от этого мурашки
по коже… Какое будущее ждет наших
детей?!
Что
касается досуга, стоит отметить, что у
советских детей была масса интересных
дел. Причем слово «интересных» в полном
его смысле. Ведь тогда же не было
компьютеров, мобильных телефонов,
игровых приставок, но были кружки и
секции, игры во дворе, пионерские и
октябрятские дела, отдых в пионерских
лагерях. То есть было живое общение, а
что как ни это воспитывает в детях
понимание, общительность, доброту,
отзывчивость, ответственность за
другого. Сдается, что занятия школьников
того времени гораздо важнее, чем все
новшества нынешнего времени. Может
быть, поэтому большинство людей, выросших
и воспитанных той эпохой, с такой
ностальгией вспоминают свое счастливое
советское детство, пусть и без телефона,
пусть, порой в порванной обуви, пусть,
порой, полуголодное, но зато НАСТОЯЩЕЕ.
О
плюсах одной системы и минусах другой
можно говорить бесконечно, особенно
сейчас, когда с российской системой
образования творится страшное, а министр
образования попросту представляется
«вредителем», который или целенаправленно
губит то, с чего, по сути, начинается
жизнь маленького человека, или просто
сам не понимает, что творит.
И в заключение
хотелось бы сказать, что очень хорошо,
что в истории нашей страны была такая
славная страница под названием «пионерия»,
и очень печально, что в современной
России не нашлось аналога такому
замечательному и полезному явлению,
которое формировало ЧЕЛОВЕКА с полноценным
и хорошим духовным миром.
Е. Макарова